Антон Мегердичев известен зрителям как режиссер боксерского боевика «Бой с тенью 2: Реванш» и фэнтезийной ленты «Темный мир в 3D». 2-ая из этих работ, формально не являвшаяся фильмом-катастрофой, благодаря достаточно одичавшему сценарию и неискусному воззванию с 3D полностью подходила под такую характеристику. Сейчас же Мегердичев снял в буквальном смысле фильм-катастрофу, и картина вышла внезапно успешной.
Лента «Метро» изготовлена по опробованным лекалам. Поначалу зрителя некое время готовят к ужасному, параллельно представляя будущих главных персонажей. В случае с фильмом Мегердичева ужасное — это обрушение туннеля в столичном метро меж 2-мя станциями кольцевой полосы. В открывшуюся брешь врываются воды Москвы-реки. В туннеле застревает поезд с сотками пассажиров (время деяния — восемь с кое-чем утра, час пик). Уровень воды подымается, туннель продолжает рушиться, вагоны громыхают и накреняются, люди прогнозируемо истерят.
Мегердичев достаточно стремительно избавляется от массовки (часть выпускает-таки на поверхность, но многих без зазрения совести гробит) и концентрирует внимание на застрявших в туннеле людях: докторе из заштатной поликлиники (Сергей Пускепалис), его дочери-школьнице (Анфиса Вистингаузен), хахале его супруги (Анатолий Белый), пухлом курьере (Станислав Дужников), склонной к алкоголизму бывшей спортсменке (Елена Панова) и только-только встретившихся, но уже заинтересовавшихся друг другом парне и девице (Алексей Бардуков, Катерина Шпица). Власти страшатся, что из-за аварии под землю может уйти полгорода, потому туннель собираются заблокировать (и от этого фраза «Осторожно, двери закрываются» начинает казаться угрожающей) и залить водянистым азотом. По поверхности меж тем мечется жена доктора (Светлана Ходченкова), которую произошедшее принудило пересмотреть собственные ценности.
«Метро» — не по привычке добросовестное по отношению к Москве кино. Столица Русской Федерации тут — пыльный город нескончаемых пробок, а не тот торжественный населенный пункт, который демонстрируют в практически всех современных российских лентах. Самый прекрасный в мире метрополитен — неловкая устаревшая несуразица, в которую миллионы пассажиров лезут от безысходности (к слову, часть сцен вроде какснимали в самарском метро— а оно приметно новее московского). Если под землей что-то случится, шансы на то, что пассажирам получится благополучно выкарабкаться на поверхность, невелики. В кинофильме также есть шпильки в адресок застройки Москвы и мэра городка.
Не считая всего остального, «Метро» — к тому же достаточно убедительная в техническом плане картина (впрочем, «убедительная» не означает «реалистичная»). Для съемок как бы выстроили особый туннель — но он не смотрится дешевенькой времянкой. Потоки воды кажутся угрожающими, сцены с массовкой вышли довольно масштабными (и вот здесь как раз можно гласить о реализме: масса в час пик в переходе на кольцевую конкретно так и смотрится, разве что движется медлительнее, чем в кинофильме Мегердичева). В общем, в кои-то веки понятно, на что конкретно был потрачен бюджет кинофильма — кстати, относительно умеренный, по имеющимся данным, всего девять миллионов баксов.
Очевидно, при желании в кинофильме «Метро» можно рассмотреть кучу недочетов. Персонажи вышли достаточно картонными, а присутствие героини Пановой и совсем не непременно (эта актриса — видимо, талисман Мегердичева, он ее снимает во всех собственных работах). Дорвавшись до эффектов, создатели картины уже не могут тормознуть и устраивают эффектные проезды камерой по туннелям, вагонам и столичным улицам не ради смысла, а просто по той причине, что у их есть такая возможность. Встреча супруга и хахаля в вагоне метро — это, мягко говоря, сюжетная натяжка. Вызывает вопрос и уровень, до которого вода подымается в туннеле. Она чуток ли не выплескивается из канализационного лючка, при всем этом сам лючок, кажется, находится выше уровня реки. Вобщем, все это не мешает героям кинофильма дискуссировать закон сообщающихся сосудов.
Не считая того, пожалуй, ни один суровый кинофильм не позволит для себя закончиться подпесню группы «Би-2». Но основное достоинство ленты «Метро» как раз в том, что она не старается казаться лишне суровой. Это фильм-катастрофа, и у Мегердичева не было задачки достоверно показать катастрофу. Режиссер желал, чтоб зрители в зале понервничали — и в этом смысле «Метро» полностью удалось.